Вежливые шведы из DICE улыбаются: «Ну что, проняло, да? Так и знали, что будет просто шок!» Мы в этот момент действительно несколько обескуражены. Но причина нашего изумления — не фантастические качества их новой игры. Дело в том, что, прекрасно понимая, чего ждет от них публика (демонстрации нового мультиплеера), разработчики осознанно не показывают, как Battlefield 3 выглядит в онлайне, и ни на каких условиях не соглашаются об этом разговаривать. Вместо этого созванным со всего мира журналистам представляют пятнадцать минут... сюжетной кампании. На то она история Когда несколько лет назад в DICE собрались выпускать первую часть Battlefield: Bad Company, все тоже в первую очередь обращали внимание не на тотальную разрушаемость, а на то, что в Battlefield наконец-то появился полноценный сингл. Потом DICE успели выпустить Battlefield 1943, сделанную целиком в старой манере, безо всяких однопользовательских новшеств, и еще одну Bad Company. Сложилось впечатление, что корневой сериал разработчики воспринимают как нечто незыблемое, а эксперименты с сюжетом оставляют для побочных его ветвей. И вот — конец января 2011-го, Стокгольм, комнатка в офисе DICE, перед нами четверть часа неплохо срежиссированного одиночного геймплея, а игра называется Battlefield 3. Обратите внимание на игру света и тени. Естественным освещением DICE особенно гордятся. «Да, взаимное опыление — это очень точный термин», — соглашается главный дизайнер Патрик Бах. Мы разговариваем с ним о том, как влияют друг на друга две придуманные шведами серии. Когда же речь заходит о том, зачем все-таки понадобилась вся эта внезапная суета, Патрик объясняет: «Понимаете, рынок видеоигр изменился. Теперь сложнее продать игру, в которой в принципе нет однопользовательского компонента». Ну что ж, резонно — тем более что возможностей потренироваться с подачей сюжета и прочими непростыми вещами у DICE в последние годы хватало, и в Battlefield 3 они активно используют наработанный опыт. Место действия — Ирак, 2014 год, американские войска по-прежнему борются с партизанами, а самый сильный и опасный враг США в регионе — PLR, организация, объединившая самых непримиримых подпольщиков. Начало кампании — неторопливое, со всеми подобающими расшаркиваниями. Длинная экспозиция, поездка в кузове «Хамви», вызов, прогулка по улицам иракского городка. Контакт! Дальше следует серия эпизодов, напоминающих все современные военные шутеры разом. Короткий бой в загаженном дворе, кошки-мышки с засевшим где-то рядом снайпером, поиск бомбы и, наконец, кульминация — титанических масштабов землетрясение, которое прямо у нас на глазах обрушивает пару высоток, пускает по асфальту жуткие трещины и по-настоящему запускает сюжетный механизм Battlefield 3: катаклизм усиливает нестабильность на Ближнем Востоке, в дело оказывается замешан Иран, а где-то на горизонте, кажется, опять маячат отрицательные русские. Сделано толково, но где та искра, которая превратит хороший боевик в выдающийся?! Для Modern Warfare ею стала смена сеттинга и амбициозная режиссура, для Black Ops— принципиальное отсутствие башни и переизбыток фантазии у авторов, для все той же Bad Company — неплохое чувство юмора. А что же поможет Battlefield 3? В первую очередь — мелочи. Багдад Хилтон DICE давно работает со шведскими (и не только) военными, поэтому выглядит, двигается и звучит все очень аутентично. Те, кто смотрел «Спасти рядового Райана» в 1998-м и представляет культурный контекст, наверняка подтвердят: сильнее всего тогда восхищал не героический сюжет и не игра Тома Хэнкса, а то, как камера становилась частью действия. Когда рядом ложился артиллерийский снаряд, кадр припадочно дрожал, вам в лицо летели комья грязи, и вы вдруг оказывались внутри фильма. И все это — благодаря пресловутой псевдодокументальности, которую тогда еще не успели замусолить. С Battlefield 3 история похожая: люди, которые ее разрабатывают, просто помешаны на аутентичности, и это сразу заметно. На экране инсургенты из засады гвоздят наш отряд, герой ожесточенно отстреливается, а мы, открыв рот, следим, как дергается кружок оптического прицела. Оружие не просто «уходит» вверх — оно буквально пляшет у вас в руках. Как на самом деле. В Battlefield все выглядит, двигается, стреляет и звучит максимально правдоподобно. При этом речь, конечно, не идет о жестоком симуляторе войны вроде ArmA — это по-прежнему в первую очередь шутер, развлечение. Просто все в нем сделано с вниманием к деталям — даже звук. Каждый выстрел каждой винтовки в игре, каждый рык каждого двигателя DICE записывали сами при помощи примерно миллиона разных микрофонов. Иногда самый дальний из них располагался в нескольких километрах от места записи (чтобы стрельба в отдалении тоже звучала аутентично). Когда приходит время пробежаться по крыше под снайперским огнем, вы чувствуете каждую пулю, будто весь ее путь, от жерла ствола до кирпичного угла в сантиметре от вашей головы, прочерчен в воздухе огненным фломастером. И это только начало — очень скоро в дело вступает тотальная разрушаемость — фирменный прием DICE начиная с первой Bad Company. «Люди настолько привыкли, что в наших играх можно разрушить практически все, что, когда такой возможности у них вдруг не оказывается (как, например, в Battlefield 1943. — Прим. «Игромании»), их это неимоверно удивляет», — делится размышлениями Патрик. В Battlefield 3 разрушить можно будет все что угодно. Разработчики говорят, что в одиночной кампании еще могут как-то ограничить разрушительную силу игрока (как минимум контролируя поступление нового, более мощного оружия и боеприпасов), а вот в мультиплеере (о котором больше в тот день не было сказано ни слова) собираются полностью отпустить удила. Но и в сингле спрятаться от пуль непросто — и вам, и вашим противникам. Засевший на балконе третьего этажа партизан с гранатометом вдруг оказывается у вас как на ладони, потому что его укрытие смело огнем. В другой ситуации точно так же лишиться защиты в самый неподходящий момент можете и вы сами — когда в комнату, где вы прячетесь, враги продолбят не отмеченный на схемах вход. Все по-честному. Шива-разрушитель Временами Battlefield напоминает фильм «Повелитель бури». Сравнение скорее лестное. Логично было бы предположить, что раз в Battlefield 3 теперь есть разрушаемость, то работает она на том же движке, что и Bad Company. Это и так, и не так. Графический движок действительно называется Frostbite... Frostbite 2.0. И это, кажется, вторая вещь, которая сделает игру обязательной для всех фанатов жанра. Это не переработанная версия старого движка — все пишется с нуля. Причем амбиции у разработчиков вселенские. Патрик поясняет: «Мы разрабатываем движок своей мечты. Он будет самым мощным, самым продвинутым. Таким продвинутым, если честно, что мы с самого начала планировали, что его придется как-то масштабировать для современных систем. Чтоб не надорвались. Это технология следующего поколения на железе текущего». Выглядит Battlefield 3 действительно грандиозно. Над полем битвы взлетают ракеты, пламенем двигателей освещающие собственные дымные шлейфы изнутри, пальмы на улицах гнутся и трепещут листьями, когда над ними на бреющем проходит вертолет, вокруг — мягчайшие тени, текстуры кристально чисты, а модели персонажей пугающе реалистичны. Становится даже немного грустно, когда представляешь ту же самую игру на какой-нибудь пристойной, но не выдающейся системе. Разработчики тут же успокаивают: «Естественно, чем лучше у вас машина, тем больше эффектов сможет использовать Battlefield 3 и тем лучше она будет выглядеть. Но мы делаем все возможное, чтобы движок нормально работал на средних PC и выдавал при этом отличную картинку». Это, правда, актуально только для тех, кто играет на компьютерах, — консольные игроки по понятным причинам от тяжких дум о производительности будут избавлены. А как все это анимировано! Авторы рассказывают, что старались как можно чаще задействовать при съемке движений настоящих солдат, которых в отличие от каскадеров не надо учить, как правильно двигаться и вести себя в бою. Сама система анимации, примененная в Battlefield 3, разработана вне стен DICE — ее создали в одной из внутренних студий Electronic Arts и до сих пор применяли по большей части в спортивных симуляторах (например, в FIFA). Оказывается, именно здесь находится сейчас передний край борьбы за плавность и естественность движений в видеоиграх. * * * За девять лет сериал Battlefield прошел огромный путь. Он забрасывал нас и в прошлое, и в будущее, и на актуальные сегодня поля сражений. И каждая его часть становилась хитом у тех, кто любит вдумчивые, осмысленные сетевые шутеры. Каков будет в онлайне Battlefield 3 — мы, к сожалению, пока не знаем, но послужной список DICE, огромный опыт, накопленный компанией на ниве многопользовательских видеоигр, как бы намекают: ждите нового блокбастера. О том же самом буквально кричит кристально чистая картинка, глядя на которую начинаешь верить: очень может быть, что конкуренты действительно будут посрамлены. Но графика, мокап и интерактивная режиссура — детали. Главное, что в модерновом офисе в центре Стокгольма работают люди, помешанные на своем деле. Это видно в их глазах, это понятно даже из коротких бесед с ними. И, судя по всему, именно в этом кроется секрет успеха DICE и гарантия того, что Battlefield 3 запомнится нам всем надолго. Не зря же Патрик, когда разговор зашел о расширении аудитории (помните, именно ради этого в игру добавлен сингл) и мы спросили его, как он собирается осчастливить сразу всех, ответил: «Для этого нужно просто, чтобы у тебя в команде все были. Чтобы с тобой работали люди, мыслящие так же, как твоя аудитория, повернутые на тех же вещах». Страсти у команды Патрика явно хватает, как и способностей. Осталось дождаться осени.
|